Fate changes faster than the death of light
Написано именно об экзаменах, однако тут некоторые пункты выходят далеко за грани тематики поста. Может, кому-то еще будет интересно прочесть.
Страх 1. Вытянуть билет, по которому не сможешь ответить ни слова
Есть уникальные люди, которые учат все билеты. И с тем, что знания у таких студентов отличные, никто даже и не попытается спорить. Но студенты эти почему-то часто становятся жертвами мысли, что однажды придут в аудиторию, вытянут билет и увидят там вопрос, на который не смогут ответить ничего.
Такое поведение характерно для очень педантичных людей, которые привыкли все делать на “отлично”, а за щепетильностью скрывается неуверенность в себе. И сколько бы усилий ни предпринималось, результат кажется недостаточным. Здесь важным советом будет поверить в себя. Тот, кто готовится к экзаменам, все же владеет информацией: пусть и не знает ее наизусть, но может на тему билета поразмышлять. Часто преподаватели ждут от тебя не так много, как кажется.
>> Аж больно было читать второй абзац, оно действительно так. Я стремлюсь знать обо всем хотя бы понемногу, чтобы не завалить, а в итоге превращается в "этого мало, вчитывайся в каждое слово, пытайся запомнить все". Нереально знать ВСЕ, даю себе в этом отчет, но смотря на тех, кто выкручивается при любом вопросе на том же экзамене, хочется побольше запихать в голову, дабы ничем не быть хуже их, ответив по сути и с минимумом воды в тексте.
Страх 2. Обязательно случится что-то плохое
Книжки прочитал даже по диагонали, конспект знаешь наизусть, а в мыслях, словно кинолента, упорно вращаются различные возможные во время экзамена ситуации: то смотришь, как билет пришлось перетаскивать, то в деталях представляешь свой ответ. А это все так мешает успокоиться и настроиться!
Сам механизм “прокручивания” ситуации в мыслях, в принципе, неплохой. То, что мы совершили в своей голове, намного проще осуществить. Только ведь студент - не экстрасенс. Надо договориться с собой, что все будет сделано так, как запланировал, но с небольшими коррективами, без которых невозможно. Думайте не о том, как будет страшно, если вдруг на экзамене начнете “плавать”, а о том, как будете при этом действовать, чтобы выйти из ситуации.
>> Помнится, обещала себе вечером не волноваться на модуле и не расстраиваться в случае неудачи. Сработало. Даже не представляла, как оно будет, лишь дала себе твердое наставление сохранять спокойствие и действовать только при участии трезвого разума, без лишних мыслей, что не успею, не спишу, ничего не вспомню.
Страх 3. Отдать лишние дорогие минуты на подготовку
Мою знакомую Настю нельзя назвать человеком неорганизованным, но учить в ходе сессии день в день, отводя на это стабильное количество времени - совсем не для нее. Все важные вопросы читать приходится в последний момент, поэтому не обходится без бессонной ночи и валерьянки. Девушке такой стресс не нравится, но заставить себя готовиться за пять дней Настя никак не может. Даже не запоминается ничего, если делает попытку начать подготовку заранее.
Волноваться из-за этого не надо. Организм каждого человека имеет свой ритм, и для многих действительно трудно и вредно заставлять себя много дней сидеть за книжками. Это как ситуация с бегом. Вы можете ненавидеть им заниматься, но если на вас вдруг нападет собака, то вы убежите с такой скоростью, на которую никогда не были способны. То же и с экзаменами: в стрессовой ситуации организм мобилизуется, и противники размеренного ритма подготовки могут с успехом запомнить материал, прочитанный в последний вечер.
>>
Даже имя сбегается.
Страх 4. Ощущение “каши в голове”
Многим знакомо состояние, когда все изученные формулы, законы и определения сливаются в единую концентрированную массу знаний. Волнение приводит к тому, что вспомнить что-то конкретное, достать его из этой массы кажется делом невозможным. А вдруг и на экзамене ничего не вспомнишь?
“Каша в голове” - это симптом очень высокого уровня тревоги. Поэтому главная задача - успокоиться, а не стараться эту “кашу” сделать еще более концентрированной, бесконечно листая учебник. В состоянии напряжения запоминание неэффективно.
>> Тру стори. Заталкивая слишком много за раз в голову, заново перечитывая, делаю лишь хуже для себя, предчувствуя невозможность использовать знания на следующий день. Грешила на проблемы с памятью, что не могу справиться с большим объемом информации, совсем разучилась долго удерживать в уме данные и т. д. В уравновешенном состоянии способна запомнить многое с деталями не придавая тому значения. Однако, доходит дело до выучивания учебного материала, как спустя какое-то время появляется каша, которую я, перечитывая еще раз текст, стремлюсь упорядочить.
Страх 5. Озабоченность отличием
“Мне нужно десять баллов!” - волнуется иногда студент, и образ такой желанной отметки постоянно маячит на горизонте. Это мешает подготовке, так как всегда думаешь, достаточно ли уже знаешь для этого балла. Сюда же примешивается страх не получить желаемого и недовольство собой в случае получения, например, “восьмерки”.
Опять же, слишком много перфекционизма. Лучшие результаты, в том числе и оценки за экзамен, получаются скорее в творческом порыве, чем после планомерной и педантичной подготовки, хотя про нее тоже забывать нельзя. Стремление все делать на “отлично” рано или поздно приводит к невротизации. Нужно позволить самому себе в чем-то и проиграть, быть менее совершенным. Это не значит, что “десятку” человек не получит, скорее всего - даже наоборот.
>> Лечусь от подобной озабоченности. Люди, которые меня знают, часто в курсе моих внезапных неудач, однако глупой в их глазах не выгляжу, наоборот. Да, неважные оценки, но никто на это внимание не обращает. То чего тогда мне стоит лишний раз убиваться из-за высшего балла, когда знания остаются при себе? С другой стороны, позволять себя оценивать как человека, недавно прочитавшего материал, не в радость.
Страх 6. Невозможность заснуть
Даже перед легкими экзаменами у меня есть “привычка” неспокойно спать. Кажется, и будильник навела, и десять раз его проверила, и выучила все, а сон не идет. Словно боюсь что-то важное проспать.
Полная мобилизация действительно многих лишает сна. Есть много релаксационных методик, позволяющих снять напряжение, например, релаксация по Бенсону, но их не освоишь так сразу. Хорошей альтернативой им, чтобы избавиться от волнения, а после хорошо заснуть, может стать поход в тренажерный зал, на урок танцев или простая прогулка по улице.
>> Дело и не в экзамене, когда предчувствую нечто важное на следующий день, то засыпаю с трудом.
Страх 7. Не умереть от голода
Это, конечно, шутка. Сегодняшние студенты вряд ли боятся голодной смерти. Многим просто от волнения не хочется есть. Даже любимые блюда кажутся невкусными.
Плохое самочувствие - вовсе не следствие предстоящего экзамена, а всего лишь результат вашего психологического состояния. Вряд ли нельзя заставить себя съесть хоть что-нибудь, хотя бы в целях приобретения сил, чтобы дойти до экзаменационного кабинета.
>>Обычно перед экзаменом, который не на первой паре, с дури нажираюсь. Тут тоже правда, почти не ощутим вкус у пищи.
Страх 8. Подготовлен хуже остальных
Необъяснимое ощущение, будто все сдадут, а ты - нет. Даже неделя предварительной подготовки не придает уверенности в своих знаниях. Важный момент в этой ситуации - не сравнивать себя с другими. Для кого-то и перечитанные тома энциклопедий - не исчерпывающие знания, а для вас, может, полностью прочитанный учебник - уже достижение.
>> Это чувство подкрадывается сзади и наносит удар, когда одногруппники начинают активно вчитываться и повторять. Они, естественно, плохо подготовлены, но мало ли какое чудо случится, что я не выдавлю из себя ни слова, а они внезапно ответят на все вопросы, радуясь после, что не тратили много времени за день до этого.
Страх 9. Не успеть выучить
Объем вопросов кажется необъятным, и это мешает учить, так как внутри постоянное жгучее чувство, что опаздываешь катастрофически.
Чтобы иметь представление о материале, достаточно один раз его прочитать. Многие читают по десять раз, нервничают и в итоге ничего не запоминают. Постарайтесь не думать, какой процент уже изучен, зачем заполнять ненужными мыслями голову, которую перед экзаменом целесообразнее заполнить знаниями?
>> Всегда думала, что при н-ном чтении без специальной зубрежки лучше запомнится.
Каков вывод: все очень печально. Определенно надо исправляться, повторно проанализовать, понаблюдать за собой. Легкие пути не для меня, что ожидаемо, исходя из того, какие запутанные решения приходят на ум.
Страх 1. Вытянуть билет, по которому не сможешь ответить ни слова
Есть уникальные люди, которые учат все билеты. И с тем, что знания у таких студентов отличные, никто даже и не попытается спорить. Но студенты эти почему-то часто становятся жертвами мысли, что однажды придут в аудиторию, вытянут билет и увидят там вопрос, на который не смогут ответить ничего.
Такое поведение характерно для очень педантичных людей, которые привыкли все делать на “отлично”, а за щепетильностью скрывается неуверенность в себе. И сколько бы усилий ни предпринималось, результат кажется недостаточным. Здесь важным советом будет поверить в себя. Тот, кто готовится к экзаменам, все же владеет информацией: пусть и не знает ее наизусть, но может на тему билета поразмышлять. Часто преподаватели ждут от тебя не так много, как кажется.
>> Аж больно было читать второй абзац, оно действительно так. Я стремлюсь знать обо всем хотя бы понемногу, чтобы не завалить, а в итоге превращается в "этого мало, вчитывайся в каждое слово, пытайся запомнить все". Нереально знать ВСЕ, даю себе в этом отчет, но смотря на тех, кто выкручивается при любом вопросе на том же экзамене, хочется побольше запихать в голову, дабы ничем не быть хуже их, ответив по сути и с минимумом воды в тексте.
Страх 2. Обязательно случится что-то плохое
Книжки прочитал даже по диагонали, конспект знаешь наизусть, а в мыслях, словно кинолента, упорно вращаются различные возможные во время экзамена ситуации: то смотришь, как билет пришлось перетаскивать, то в деталях представляешь свой ответ. А это все так мешает успокоиться и настроиться!
Сам механизм “прокручивания” ситуации в мыслях, в принципе, неплохой. То, что мы совершили в своей голове, намного проще осуществить. Только ведь студент - не экстрасенс. Надо договориться с собой, что все будет сделано так, как запланировал, но с небольшими коррективами, без которых невозможно. Думайте не о том, как будет страшно, если вдруг на экзамене начнете “плавать”, а о том, как будете при этом действовать, чтобы выйти из ситуации.
>> Помнится, обещала себе вечером не волноваться на модуле и не расстраиваться в случае неудачи. Сработало. Даже не представляла, как оно будет, лишь дала себе твердое наставление сохранять спокойствие и действовать только при участии трезвого разума, без лишних мыслей, что не успею, не спишу, ничего не вспомню.
Страх 3. Отдать лишние дорогие минуты на подготовку
Мою знакомую Настю нельзя назвать человеком неорганизованным, но учить в ходе сессии день в день, отводя на это стабильное количество времени - совсем не для нее. Все важные вопросы читать приходится в последний момент, поэтому не обходится без бессонной ночи и валерьянки. Девушке такой стресс не нравится, но заставить себя готовиться за пять дней Настя никак не может. Даже не запоминается ничего, если делает попытку начать подготовку заранее.
Волноваться из-за этого не надо. Организм каждого человека имеет свой ритм, и для многих действительно трудно и вредно заставлять себя много дней сидеть за книжками. Это как ситуация с бегом. Вы можете ненавидеть им заниматься, но если на вас вдруг нападет собака, то вы убежите с такой скоростью, на которую никогда не были способны. То же и с экзаменами: в стрессовой ситуации организм мобилизуется, и противники размеренного ритма подготовки могут с успехом запомнить материал, прочитанный в последний вечер.
>>

Страх 4. Ощущение “каши в голове”
Многим знакомо состояние, когда все изученные формулы, законы и определения сливаются в единую концентрированную массу знаний. Волнение приводит к тому, что вспомнить что-то конкретное, достать его из этой массы кажется делом невозможным. А вдруг и на экзамене ничего не вспомнишь?
“Каша в голове” - это симптом очень высокого уровня тревоги. Поэтому главная задача - успокоиться, а не стараться эту “кашу” сделать еще более концентрированной, бесконечно листая учебник. В состоянии напряжения запоминание неэффективно.
>> Тру стори. Заталкивая слишком много за раз в голову, заново перечитывая, делаю лишь хуже для себя, предчувствуя невозможность использовать знания на следующий день. Грешила на проблемы с памятью, что не могу справиться с большим объемом информации, совсем разучилась долго удерживать в уме данные и т. д. В уравновешенном состоянии способна запомнить многое с деталями не придавая тому значения. Однако, доходит дело до выучивания учебного материала, как спустя какое-то время появляется каша, которую я, перечитывая еще раз текст, стремлюсь упорядочить.
Страх 5. Озабоченность отличием
“Мне нужно десять баллов!” - волнуется иногда студент, и образ такой желанной отметки постоянно маячит на горизонте. Это мешает подготовке, так как всегда думаешь, достаточно ли уже знаешь для этого балла. Сюда же примешивается страх не получить желаемого и недовольство собой в случае получения, например, “восьмерки”.
Опять же, слишком много перфекционизма. Лучшие результаты, в том числе и оценки за экзамен, получаются скорее в творческом порыве, чем после планомерной и педантичной подготовки, хотя про нее тоже забывать нельзя. Стремление все делать на “отлично” рано или поздно приводит к невротизации. Нужно позволить самому себе в чем-то и проиграть, быть менее совершенным. Это не значит, что “десятку” человек не получит, скорее всего - даже наоборот.
>> Лечусь от подобной озабоченности. Люди, которые меня знают, часто в курсе моих внезапных неудач, однако глупой в их глазах не выгляжу, наоборот. Да, неважные оценки, но никто на это внимание не обращает. То чего тогда мне стоит лишний раз убиваться из-за высшего балла, когда знания остаются при себе? С другой стороны, позволять себя оценивать как человека, недавно прочитавшего материал, не в радость.
Страх 6. Невозможность заснуть
Даже перед легкими экзаменами у меня есть “привычка” неспокойно спать. Кажется, и будильник навела, и десять раз его проверила, и выучила все, а сон не идет. Словно боюсь что-то важное проспать.
Полная мобилизация действительно многих лишает сна. Есть много релаксационных методик, позволяющих снять напряжение, например, релаксация по Бенсону, но их не освоишь так сразу. Хорошей альтернативой им, чтобы избавиться от волнения, а после хорошо заснуть, может стать поход в тренажерный зал, на урок танцев или простая прогулка по улице.
>> Дело и не в экзамене, когда предчувствую нечто важное на следующий день, то засыпаю с трудом.
Страх 7. Не умереть от голода
Это, конечно, шутка. Сегодняшние студенты вряд ли боятся голодной смерти. Многим просто от волнения не хочется есть. Даже любимые блюда кажутся невкусными.
Плохое самочувствие - вовсе не следствие предстоящего экзамена, а всего лишь результат вашего психологического состояния. Вряд ли нельзя заставить себя съесть хоть что-нибудь, хотя бы в целях приобретения сил, чтобы дойти до экзаменационного кабинета.
>>
Страх 8. Подготовлен хуже остальных
Необъяснимое ощущение, будто все сдадут, а ты - нет. Даже неделя предварительной подготовки не придает уверенности в своих знаниях. Важный момент в этой ситуации - не сравнивать себя с другими. Для кого-то и перечитанные тома энциклопедий - не исчерпывающие знания, а для вас, может, полностью прочитанный учебник - уже достижение.
>> Это чувство подкрадывается сзади и наносит удар, когда одногруппники начинают активно вчитываться и повторять. Они, естественно, плохо подготовлены, но мало ли какое чудо случится, что я не выдавлю из себя ни слова, а они внезапно ответят на все вопросы, радуясь после, что не тратили много времени за день до этого.
Страх 9. Не успеть выучить
Объем вопросов кажется необъятным, и это мешает учить, так как внутри постоянное жгучее чувство, что опаздываешь катастрофически.
Чтобы иметь представление о материале, достаточно один раз его прочитать. Многие читают по десять раз, нервничают и в итоге ничего не запоминают. Постарайтесь не думать, какой процент уже изучен, зачем заполнять ненужными мыслями голову, которую перед экзаменом целесообразнее заполнить знаниями?
>> Всегда думала, что при н-ном чтении без специальной зубрежки лучше запомнится.
Каков вывод: все очень печально. Определенно надо исправляться, повторно проанализовать, понаблюдать за собой. Легкие пути не для меня, что ожидаемо, исходя из того, какие запутанные решения приходят на ум.